Методика преподавания

Почикеева Н.М.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Общая задача вспомогательной школы состоит в под-готовке учащихся к самостоятельной жизни и труду.
Трудность решения этой задачи в первую очередь об-условлена недостатками психического развития, которые свойственны умственно отсталым детям. Однако опыт ра-боты многих вспомогательных школ свидетельствует о том, что при достаточно высоком уровне организации педаго-гического процесса можно достичь значительных резуль-татов.
На развитие трудовых возможностей учащихся вспо-могательных школ влияет вся система учебно-воспитатель-ной работы, но непосредственная их подготовка к трудо-вой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских, в процессе кружковой работы и во время производственной прак-тики.
В процессе обучения учащиеся приобретают тех-нологические знания, умения и навыки, используют зна-ния, полученные на уроках общеобразовательных предме-тов, на практике. Уроки труда создают наиболее благо-приятные условия для исправления (коррекции) недостат-ков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и по-знавательной деятельности. Сравнительно высокие воз-можности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются прежде всего тем, что в решении тру-довой задачи учащиеся действуют в соответствии со сво-им желанием, а не только выполняют волю учителя. Этим же в значительной мере определяется эффективность нравственного, физического и эстетического воспитания школь-ников в трудовом обучении.
Профессионально-трудовое обучение во вспомогатель-ной школе строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся. Его конечная цель — подготовить школьников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного промышленного и сельскохозяйственного произ-водства. Эта цель достигается решением целого ряда задач. Рассмотрим главные из них:
1. Исправление недостатков в трудовой деятельности учащихся и повышение на этой основе общего уровня ее развития. Характерные для олигофренического слабоумия особенности психики затрудняют формирование прежде всего умственных трудовых действий школьников, и в результате их трудовая деятельность оказывается менее совершенной, чем учащихся с нормальным интеллектом. Это проявляется в особенностях усвоения цели в планировании работы, в трудностях овладения необходимыми знаниями и сложными двигательными действиями, в особенностях переноса трудового опыта. Таким образом, в целом трудо-вая деятельность учащихся вспомогательной школы осу-ществляется на более низком уровне, чем у детей и под-ростков с нормальным интеллектом.
В то же время из опыта обучения и ряда исследований известно, что этот уровень во многом зависит от органи-зации трудового обучения и производственной практики учащихся вспомогательных школ.
Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют подготовить большинство выпускников вспомогательной школы к работе по профес-сиям квалифицированного труда, предъявляющего опреде-ленные (более высокие, чем при неквалифицированном труде) требования к интеллекту работающего. Следова-тельно, путем специальной организации обучения общий уровень развития трудовой деятельности школьников мо-жет быть существенно повышен.
Задача исправления недостатков в трудовой деятель-ности учащихся и развития на этой основе ее общего уров-ня является специфической для вспомогательной школы. Она во многом определяет особенности постановки трудо-вого обучения, т. е. его содержание, методику и организа-цию.
Рассматриваемая общая задача включает ряд частных задач, каждая из которых направлена на коррекцию и развитие отдельных сторон трудовой деятельности учащих-ся (интеллектуальных, двигательных процессов, работо-способности). Общая задача содержит также ряд частных задач организационного характера: создание специальных (имеющих коррекционную направленность) методов и приемов обучения, организация учебной мастерской с учетом специфики, характерной для вспомогательной шко-лы, установление для учащихся общих правил, помогаю-щих им правильно действовать как при выполнении тру-довых приемов и операций, так и в соблюдении организа-ционных требований.
Трудовое обучение во вспомогательной школе, так же как и в массовой, решает задачи комплексного воспитания, формирования технических знаний и трудовых приемов работы, развития профессиональных навыков и профориентации учащихся. В целом такие задачи не являются спе-цифическими для обучения детей и подростков с недостат-ками интеллекта. Однако их решение происходит иначе, чем в массовой общеобразовательной школе. Специфич-ность здесь проявляется в самом решении названных за-дач (в методике обучения и воспитания) и в уровне их сложности.

2. Нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся. Необходимое условие решения-— развитие у школьников на доступном для них уровне нравственного сознания. В то же время известно, что неко-торые нравственные понятия не могут быть усвоены уча-щимися вспомогательной школы во всей их полноте и сложности, поэтому особое значение приобретает форми-рование навыков и привычек нравственного поведения, развитие нравственных чувств (чувство долга, ответст-венности за порученное дело, отзывчивости, уважения к старшим, заботы о младших и слабых) и качеств личнос-ти (честность, правдивость, стойкость, умение преодоле-вать собственные недостатки).
Во вспомогательной школе встречается группа детей с глубоким нарушением эмоционально-волевой сферы, нрав-ственное воспитание которых включает специальные меры коррекции.
Трудовое воспитание школьников предполагает формирование устойчивого положительного отношения к труду и интереса к выбранной профессии, стремления до-стичь высоких показателей в трудовой деятельности, бе-режного отношения к общественной собственности и лич-ной ответственности за результаты своего и общего труда, привычки к труду.
Важнейшие результаты трудового воспитания — внут-ренняя убежденность учащихся в том, что труд—основа жизни человеческого общества и священная обязанность каждого гражданина.
Необходимо иметь в виду, что воспитание у школьников устойчивого положительного отношения к урокам труда во многом определяет успешность решения указанных выше коррекционных задач трудового обучения.
Физическое воспитание. Трудовое обучение во вспомогательной школе оказывает большое влияние на физическое развитие учащихся. Учебный труд здесь сос-тавляет значительную часть учебного времени, а обучени-ем в мастерских охвачены учащиеся, начиная с IV класса. Эти условия предъявляют определенные требования к ги-гиене труда, при соблюдении которых труд положитель-но влияет на состояние здоровья и физическое развитие учащихся: совершенствуется координация движений, укреп-ляется костная система, развивается мышечная сила, улучшается работа дыхательной и сердечно-сосудистой системе.
Гигиенически правильно организованная трудовая подго-товка развивает работоспособность школьников.
Эстетическое воспитание в трудовом обучении заключается в формировании у школьников умения воспри-нимать (а также воспроизводить в своей деятельности) красоту труда и человеческих взаимоотношений. Эстетиче-ское воспитание начинается с оборудования учебной мас-терской и установления правил поведения учащихся на уроках труда, во время производственной практики и эк-скурсий. Требования эстетики должны найти свое отраже-ние как в оформлении помещения мастерской, так и в кон-струкции оборудования, а также в его внешнем виде.
Необходимое условие эстетического воспитания — высо-кий уровень общей культуры труда учащихся и, в частнос-ти, высокое качество изготовляемой ими продукции.
Рассматривая задачи воспитания, нужно отметить, что воспитывает не только сам труд, но и общественные отно-шения, в которых осуществляется трудовая деятельность учащихся. В этой связи важная задача — воспитание пра-вильных взаимоотношений между учителями и учащимися, между самими учащимися, а также включение школьников в сферу влияния коллектива взрослых рабочих во время производственной практики.
3. Формирование доступных школьникам технических и технологических знаний. Трудовое обучение во вспомогательной школе по объему и сложности теоретического обучения ус-тупает профессиональным учебным заведениям для под-ростков с нормальным интеллектом.
Учебные программы по труду во вспомогательной шко-ле предполагают формирование самых необходимых зна-ний, без которых подготовку по определенной профессии, даже при наличии у школьников соответствующих навы-ков, нельзя считать завершенной. Практическая работа учащихся в мастерских и теоретическое обучение—это две взаимосвязанные и равноправные части трудовой подго-товки. Недопустимо отдавать предпочтение какой-либо одной из них, ослабляя внимание к другой. Недостатки в овладении техническими и технологическими знаниями сни-жают уровень трудовой самостоятельности учащихся в новой для них ситуации. Низкая способность в приобре-тении технических знаний отрицательно сказывается на •возможности повышения выпускниками вспомогательной школы своего квалификационного разряда на производстве.
Основное условие успешного формирования знаний 3 включается в непосредственной связи изучаемых теоретических сведений с практической работой школьников.