Методика преподавания

Власова О.В.
Программное и методическое обеспечение курса информатики в среднем звене общеобразовательной школы

Скачать работу в формате PDF (897 kb)

Ранее цель введения общеобразовательного курса “Информатика” включала одновременно несколько составляющих:
1. “общекультурная” составляющая – познакомить школьников с компьютерами, новой распространенной частью “культурного ландшафта”, среды обитания современного человека, дать представление о “процессах информатизации” в современном обществе;
2. “технологическая” составляющая – научить каждого пользоваться новыми массовыми “информационными технологиями” (клавиатура, текстовый редактор, электронные таблицы и т.п.);
3. “предпрофессиональная” составляющая – подготовка будущих “работников информационной сферы” – обучение программированию, устройству компьютеров, электронике;
4. “общеобразовательная” составляющая – обучение “процедурному мышлению”;
5. “общепедагогическая” составляющая – кабинет информатики в школе, учитель информатики, новая “педагогическая культура”, обновление содержания, а главное – методов и организационных форм учебной работы (закрепившихся в информатике) во всех учебных предметах.

Значительный “синергетический” запас, заложенный в основу начинающегося процесса, должен был обеспечить “выживание” курса информатики, помочь ему устоять против пассивного (и активного) сопротивления, которое оказывала (и оказывает) ему каждодневная практика работы массовой школы. Прошедшее десятилетие показало, что, несмотря на пророчества критиков, которых было так много в 80-х, курс информатики устоял.
Сегодня он – факт жизни школы. Сегодня никого не надо убеждать, что компьютер – полезный массовый инструмент обработки информации, что завтрашний день невозможно представить себе без компьютеров. При всех известных трудностях школы сейчас оснащены вычислительной техникой несравненно лучше, чем десять лет назад. Информатизация школы пошла вглубь, а курс информатики уже потерял монополию на использование компьютера в обучении. Появились успешные образцы использования вычислительной техники при обучении другим предметам. Созданы первые интегрированные курсы, где информатика естественно вплетается в изучение традиционных дисциплин. В Московском департаменте образования даже обсуждается идея разделить обучение информатике между курсами “Математика” и “Технология”. Преподаватель информатики постепенно теряет статус единственного полномочного представителя грядущего информационного общества в школе. С другой стороны, развивается и курс информатики: сегодня его преподают не только в старших классах. Во многих регионах страны она с успехом изучается и в начальной, и в неполной средней школе. Готовятся кадры учителей, множится число выпущенных учебников. В отведенные программой часы уже не вместить и знакомство с компьютером, и овладение алгоритмическим мышлением, и освоение информационных технологий, и изучение социальных последствий массового распространения ЭВМ. Школьная информатика вступила в фазу зрелости. Теперь она чувствует себя так же устойчиво, как и другие учебные предметы. Серьезно и со знанием дела , обсуждается главный вопрос: чем действительно должен заниматься преподаватель информатики со своими учениками на уроках сегодня? Где начинаются и где кончаются его обязанности как “преподавателя своего особого учебного предмета”, сколько классов и сколько недельных часов должен занимать и какое содержание должен охватывать этот предмет?
С одной стороны, это не слишком сложные вопросы. Ответы на них были даны еще на этапе введения информатики как отдельного предмета и определяются пятью названными выше составляющими. Сегодня преподаватели информатики разных школ в зависимости от своей подготовки, интересов и имеющихся условий фактически сами выбирают, чем они будут заниматься на уроках: первичным знакомством с компьютером, программированием, изучением моделей процессов и явлений, освоением новых информационных технологий, развитием специфических навыков умственной работы? Сегодня каждая школа получила известную автономию в определении, чему и как учить своих воспитанников. Мудрые учителя информатики делают свой выбор с учетом своих человеческих и профессиональных возможностей, интересов своих учеников, пожеланий коллег, технического оснащения и традиций школы.
В работе описываются новые подходы к пониманию целей обучения информатике, связанных с выделением общеобразовательных функций курса, его потенциальных возможностей в решении общих задач обучения, воспитания и развития школьников.

Скачать работу в формате PDF (897 kb)